Бортовая диагностика(OBDI и
OBDII)
Бортовая
диагностика
Предельный
уровень эмиссии ОГ на работающем дизеле постоянно снижается законодательным
образом. Для его соответствия установленным нормам нужно постоянно
контролировать работу дизеля и его систем, поэтому законодатели приняли
предписание, которое регламентирует проведение диагностики ряда агрегатов и
систем, влияющих на уровень эмиссии ОГ.
В 1988 г. в
Калифорнии вступил в силу первый этап введения стандарта CARB (California Air
Resources Board). К исполнению был принят протокол дагностики OBD I (On Board
Diagnose), которому должны были соответствовать все допущенные к эксплуатации в
Калифорнии новые автомобили.
С 1994
г. был принят более жесткий протокол OBD II.
В
остальных штатах США федеральные законы по охране окружающей среды действуют с
1994 г. Объем диагностики автомобилей соответствует OBD II, однако требования
по уровню эмиссии ОГ смягчены.
Протокол
OBD для европейских условий обозначается как EOBD и основывается на EPA-OBD.
Требования EOBD, по сравнению EPA-OBD, к настоящему времени несколько смягчены.
OBDI
Первый этап
диагностики CARB-OBD проверяет важные для соблюдения уровня эмиссии ОГ
электрические агрегаты на наличие коротких замыканий или обрывов проводников.
Параметры электрических сигналов должны находиться в приемлемых
границах.Контрольная лампа на панели приборов сигнализирует водителю о
выявленной ошибке (ошибках). С помощью бортовой сети диагностики и контрольных
ламп или дисплея (например, миганием кода ошибки) можно определить, какие
агрегат или система вышли из строя.
OBDII
Объем работ
по диагностике второго этапа CARB-OBD превышает объем OBDI.
Кроме
проверки электрических сигналов, отслеживается работоспособность всех систем.
Недостаточно проверить электрический сигнал датчика температуры охлаждающей
жидкости только на превышение жестких предельных значений. Существует так
называемая «проверка на достоверность». Например, ошибкой считается температура
10°С, выданная датчиком температуры охлаждающей жидкости после долгой работы
дизеля.
Протокол OBD
II требует, чтобы велось наблюдение за всеми важными для соблюдения уровня
эмиссии ОГ системами и агрегатами, которые при сбое в работе могут влиять на
заметное повышение этого уровня. Дополнительно отслеживается также работоспособность
всех частей системы диагно-стики. Каждая выявленная ошибка должна
фиксироваться, а любой сбой — демонстрироваться сигнальной лампой на панели
приборов. Зафиксированные ошибки впоследствии считываются тестерами при
стационарной диагностике.
Протокол OBD
II предписывает формирование зафиксированной в памяти блока управления
информации об ошибках согласно требованиям SAE(Society of Automotive Engineers
— Общество автомобильных инженеров).
Это дает
возможность при стационарной диагностике считывать информацию об ошибках
скан-тестерами, поступающими в свободную продажу
Управление
последовательностью диагностики
Диагностика
всех проверяемых агрегатов и систем должна по меньшей мере один раз пройти
тестовый цикл на соблюдение раз пройти тестовый цикл на соблюдение уровня
эмиссии ОГ (например, тестовый цикл ECE/EG) .
Управление
системой диагностики может динамично изменять последовательность выполнения
операций в зависимости от режима работы. Цель состоит в том, чтобы система
диагностики регулярно функционировала при ежедневной эксплуатации.
|